20 сентября в Москве состоялась V конференция «Годовой отчет: успешные практики», по традиции открывшая новый сезон подготовки годовых отчетов.
Конференция, организованная Финансовым издательским домом «Деловой экспресс» совместно с ГК "Нексиа Пачоли", по традиции открыла сезон мероприятий, посвященных работе с годовыми отчетами.
Обсудить актуальные вопросы раскрытия информации и познакомиться с практикой ведущих российских компаний в конференц-зале «Нобель» отеля «Катерина Сити» собрались специалисты, вовлеченные в процесс подготовки и издания годовых отчетов — представители таких публичных компаний, как ФИОП РОСНАНО, Росатом, Евразийская экономическая комиссия, ФСК ЕЭС, Внешэкономбанк, ЮниКредит Банк, Норильский никель, Детский мир, РуссНефть, НЛМК, ТВЭЛ, СНИИП, МТС, Росэнергоатом и многих других.
Тимур Ширинов, арт-директор АО ФИД «Деловой экспресс», рассказал об актуальных тенденциях в области дизайна публичной отчетности и подачи раскрываемой информации. Тенденции в дизайне меняются не быстро, далеко не все находки и новшества становятся трендами, но определенные направления со временем только набирают силу и становятся все устойчивей. На примерах, отобранных за 10 последних лет, Тимур Ширинов наглядно продемонстрировал изменения в стилистике и самой организации информации на полосе — ключевые показатели, основные события, история компании, география рынка, обзор деятельности, бизнес-модель, структура корпоративного управления, стратегия и другие разделы годового отчета обрели новое визуальное прочтение и акценты.
Содержательной части годовых отчетов посвятила свое выступление Юлия Емельянова, заместитель генерального директора, партнер Группы компаний «Нексиа Пачоли». От анализа внешних и внутренних предпосылок подготовки публичного отчета до оценок и рейтингов — весь путь «от содержания к продвижению» был представлен в ее докладе. Участники конференции узнали, как целевая аудитория влияет на содержание годового отчета, какую информацию запрашивают пользователи в базах данных и в каких источниках размещать отчеты, чтобы информация о деятельности компании стала доступна заинтересованным пользователям. Также Юлия выступила вместо Елены Феоктистовой, которая не смогла принять участие в конференции, с рассказом о концепции развития публичной нефинансовой отчетности в России и плане по ее реализации.
Большой интерес вызвало выступление Елены Серегиной, Директора Департамента корпоративной социальной ответственности ПАО «МТС», рассказавшей, насколько востребована отчетность в области устойчивого развития, особенно в его бумажном варианте, у многомилионного пула сотрудников, абонентов, партнеров и инвесторов. При участии Инны Павловой, руководителя направления КСО, Департамент корпоративной социальной ответственности ПАО «МТС», Елена раскрыла тему стратегии КСО и ее отражения в отчете. Каковы цели и приоритеты этой стратегии, каковы основные документы и стандарты, применяемые при ее разработке, как отразить взаимосвязь бизнес-стратегии и стратегии КСО — все это и многое другое нашло отражение в выступлении, вызвавшем немало заинтересованных вопросов и просьб поделиться своими наработками.
Но вот отчет готов — как его продвигать? Один из не самых очевидных, но действенных способов — участие в различных конкурсах годовых отчетов. Оценка годовых отчетов экспертами финансовой индустрии не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны документа, но и подчеркнуть стремление эмитентов к открытости, прозрачности ведения бизнеса, способствует повышению деловой репутации компаний. В каких конкурсах стоит участвовать? Елена Макрушенко, коммерческий директор ФИД «Деловой экспресс», сделала обзор лучших практик, представив 10 основных международных конкурсов годовых отчетов. Анализ авторитетности конкурса, его рейтинг, номинации, сроки проведения и стоимость участия — для принятия решения все имеет значение, и тут не бывает мелочей.
Как не бывает мелочей и в портретной фотосъемке руководства компании. Почему в отчетах западных компаний главные лица всегда предстают в образе современного, позитивного руководителя и почему так трудного добиться подобного эффекта в кабинетах отечественного топ-менеджмента? Об этом и других секретах рассказал Олег Цербаев, рекламный фотограф, арт-директор, специалист по полиграфии и цветокоррекции, сотрудничавший с такими компаниями, как Deutsche Bank, UTair, Alena Akhmadulina, Carlo Pazolini и РУСАЛ. Участники конференции с интересом анализировали удачные и неудачные фотоснимки, узнавая, какие детали особенно влияют на восприятие образа и как ими можно управлять.
В завершении конференции участники имели возможность обменяться мнениями и визитными карточками в непринужденной обстановке. Надо сказать, что визитные карточки сыграли не только коммуникативную роль: организаторы мероприятия провели лотерею, в которой с их помощью было разыграно 3 лота с изысканным вином в подарочной упаковке.
Участниками конференции было отмечено, что подобные мероприятия не только способствуют продвижению лучших практик, но и формируют более высокий уровень культуры раскрытия информации, содействуя повышению открытости и инвестиционной привлекательности компаний.