Издательский дом «Деловой экспресс»
 
06/ 10/ 2020

Встречаем осенний номер журнала
«Российское конкурентное право и экономика»

Осенний выпуск журнала посвящен 30-летию антимонопольных органов России. Номер открывает поздравление Игоря Юрьевича Артемьева, руководителя ФАС России. В честь этой годовщины предлагаем вашему вниманию статью — знакомство с командой ФАС, а также экскурс в историю создания и развития антимонопольных органов в России.

Приобретайте журнал в нашем онлайн-магазине

Читайте в новом номере!

Актуальные вопросы государственной антимонопольной политики России (предложения к проекту Национального плана развития конкуренции на 2021—2025 гг.). Голомолзин А.Н.

  • Статья посвящена развитию антимонопольной политики на перспективу 2021— 2025 гг., обеспечивающей фундаментальные права и свободы потребителей и предпринимателей, поддержку существующих и новых форм экономической деятельности в условиях происходящих глубоких изменений в экономике. Говорится о том, как новая ситуация на рынках и в жизни начинает проверять на прочность основы понимания хозяйственных и человеческих отношений. Формулируются ценностные установки экономического развития в новых условиях. Говорится о снижении роли потребителей в условиях «клипового» мышления, необходимости их активизации в цифровой экономике. Дается оценка возникновению и развитию новых отношений «человек — машина» и «машина — машина», происходящим процессам конвергенции, формированию многосторонних, взаимоувязанных и глобальных рынков, соотнесению реального и виртуального мира.
О развитии конкуренции в России в условиях цифровой экономики. Свалова Ю.А., Коннов Г. Н.
  • В статье рассмотрен ряд проблем и перспективы развития конкуренции в условиях растущей цифровизации российской экономики. Отмечено, что «цифровая экономика» становится относительно самостоятельной средой экономической жизни хозяйствующих субъектов. Вызванная пандемией коронавируса COVID-19 реакция государства, бизнеса и населения послужила катализатором ускорения цифровизации экономики. В значительной степени это ускорение было обусловлено неэффективностью стандартных мер по борьбе с пандемией, заставившей пересмотреть «систему координат» развития экономики в целом, скорректировать традиционные подходы к антимонопольному регулированию. По мнению авторов, современная экономическая политика России должна быть направлена на сохранение и развитие отечественного предпринимательства, заинтересованного в процветании национальной экономической среды, использовании прибыли для расширения внутренних рынков.
Проблемы предоставления преференций малому и среднему бизнесу в сфере государственных закупок (в том числе в свете пандемии): зарубежный и российский опыт. Ионкина К.А., Коновцев А. А.
  • Одной из наиболее востребованных мер государственной поддержки бизнеса являются различного рода преференции малому бизнесу в рамках государственных закупок товаров и услуг. В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции происходит активное обсуждение мер, связанных с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) с использованием института государственных закупок. Однако принятие таких мер может быть сопряжено со значительными рисками, в том числе связанными с возможным или реальным ограничением конкуренции. В данной работе авторы рассматривают мировой опыт преференциальных программ для МСП через госзакупки, а также специфические особенности, характерные для российского правопорядка, которые могут иметь значение при внедрении соответствующих мер.
Основные барьеры роста эффективности конкурсных государственных закупок научно-исследовательских работ (результаты выборочного опроса государственных заказчиков). Осипова Е.В., Смирнова Т.Г.
  • На основе анализа результатов опроса государственных заказчиков НИОКТР авторы выделяют объективные и субъективные факторы снижения эффективности государственных закупок НИОКТР, формулируют предложения по вовлечению в конкурсные закупки большего количества участников, в том числе за счет временных творческих коллективов и отдельных ученых. Расширение круга участников конкурсов за счет физических лиц, осуществляющих научную деятельность, и их коллективов, по мнению авторов, позволит повысить эффективность государственных закупок НИОКТР путем качественного изменения характера состязательности за счет обеспечения приоритетности влияния научного опыта и потенциала конкретных ученых (научных коллективов) на оценку соответствия конкурсным требованиям. Рост эффективности закупок НИОКТР невозможен без создания единого агрегатора таких закупок. Данная функция, по мнению авторов, вполне могла бы быть возложена на РАН или РФФИ.
О закупках НИР отдельными видами юридических лиц, перечисленных в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Фролова Н.Д.
  • В статье представлены краткий обзор общего состояния и структуры российского рынка регулируемых закупок и анализ рынка регулируемых закупок научноисследовательских работ отдельными видами юридических лиц, перечисленных в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. На основе анализа статистической информации о количестве закупок НИР, их эффективности и структуре сделан вывод о крайне слабом развитии конкуренции на данном сегменте рынка регулируемых закупок: наибольшая часть договоров на проведение НИР заключается с помощью закупки у единственного поставщика, эффективность конкурентных процедур крайне низкая: в зависимости от способов проведения в среднем в более чем половине случаев они признаются несостоявшимися. В статье представлены наиболее вероятные, по мнению автора, причины сложившейся структуры рынка регулируемых закупок НИР.
Критерии определения рынка, на котором совершено административное правонарушение. Кадымов Ф.Ф., Трубинова Е.И.
  • Достижение постулируемых антимонопольным законодательством целей защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков возможно исключительно при условии определения ответственности, соразмерной совершенному правонарушению. Одной из наиболее действенных мер, обеспечивающих предупреждение совершения новых правонарушений, является привлечение нарушителя к административной ответственности в виде «оборотного штрафа». Вместе с тем при применении указанной меры одной из базовых проблем является проблема расчета административного штрафа, а именно определения того товарного рынка, на котором совершено нарушение. В статье представлены критерии такого товарного рынка, а также разрешен вопрос о соотношении терминов антимонопольного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.
О некоторых проблемах правового регулирования розничного рынка лекарственных средств: понятие «аптечная сеть», специальные антимонопольные запреты и контроль. Варламова А.Н.
  • Конкуренция на рынке лекарственных средств является необходимым фактором, обеспечивающим гражданам возможность приобретать качественные товары по приемлемым ценам. Регулирование конкурентных отношений на рассматриваемом рынке может и должно иметь свои особенности. Противодействие монополизации розничного рынка аптечными сетями, установление «разумных» цен, преференции российским производителям при продвижении товаров — вот те вопросы, на которые должен обратить внимание законодатель при совершенствовании регулирования данного отраслевого товарного рынка.
Особенности квалификации действий хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, по статье 11 Закона о защите конкуренции. Панарин Р. С.
  • В статье рассматриваются отдельные вопросы правовой квалификации антиконкурентных соглашений, заключаемых участниками одной группы лиц. На примере конкретных антимонопольных дел рассматривается возможность применения антимонопольного иммунитета к антиконкурентным соглашениям хозяйствующих субъектов. Исследуется проблема установления подконтрольности между участниками соглашения. Сделан вывод о том, что, несмотря на наличие в правоприменительной практике случаев применения иммунитета к ограничивающим конкуренцию соглашениям хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, в отсутствие отношений подконтрольности между ними, указанный иммунитет должен применяться только при наличии оснований, предусмотренных законом.
Процедурные вопросы государственного регулирования цен (тарифов) на уровне субъектов Российской Федерации. Волов И.П.
  • Тема модернизации системы государственного регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественной монополии в Российской Федерации в последние годы находится на пике актуальности. Эффективному тарифному регулированию во многом препятствуют несовершенство процедуры установления регулируемых цен (тарифов), отсутствие требований к надлежащему мотивированию решений в данной сфере. В данной статье сделана попытка осветить указанные проблемы и предложить пути их разрешения.
Практика Апелляционной коллегии ФАС России (научный обзор наиболее значимых дел, рассмотренных во II квартале 2020 г.). Матяшевская М.И., Сайдашев Р.З.

Аналитический обзор судебных дел, рассмотренных с участием антимонопольного органа. Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.

Наши ценности совпадают, или «За кулисами» антимонопольного ведомства. Круглый стол ОКЮР и ФАС России из цикла «Диалог с властью»
  • 25 августа 2020 г. тенденции антимонопольного регулирования в условиях современных реалий обсудили члены Объединения Корпоративных Юристов и представители Федеральной антимонопольной службы. Александра Нестеренко, президент ОКЮР, подчеркнула, что ценности антимонопольного ведомства — открытость, сотрудничество, эффективность — совпадают с ценностями бизнеса. Своими действиями ФАС России защищает добросовестных предпринимателей от недобросовестных и тем самым развивает конкуренцию в экономике. Модератор круглого стола Николай Вознесенский, партнер, руководитель антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, представил спектр вопросов для обсуждения на круглом столе: «цифра», онлайн-торговля, селективная дистрибуция, защита конкуренции и декриминализация бизнеса на примере конкретных кейсов.

Напоминаем, на сайте издательства Вы можете:

Оформить подписку на журнал и получать его регулярно как в электронном, так и в печатном формате:
  • понадобится регистрация в системе;
  • стоимость годовой подписки на электронную версию журнала 1400 р;
  • стоимость годовой подписки на печатную версию журнала 2200 р.
Приобрести заинтересовавший номер, не оформляя подписку.
Цена одного номера 645 р (для архивных номеров доступна только электронная версия).
Печатный номер можно приобрести по предзаказу — стоимость печатной версии 975 р.

Будем рады видеть Вас в числе наших подписчиков!

© АО ФИД «Деловой экспресс» 1996–2019
Все материалы являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение и иное использование образов и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Политика обработки персональных данных
будьте в курсе