Издательский дом «Деловой экспресс»
 
29/12/2022

Вышел из печати предновогодний выпуск журнала
«Российское конкурентное право и экономика»

Предлагаем вашему вниманию насыщенный интереснейшими статьями завершающий 2022 год выпуск журнала «Российское конкурентное право и экономика», подготовленный совместно с Ассоциацией антимонопольных экспертов.
Читайте в новом номере!
Антитраст после принятия «антимонопольного» Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
Денченкова О. Е., Нумерова А. А., Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

В статье исследованы изменения в практике применения антимонопольного законодательства после принятия Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 4 марта 2021 г. Постановления № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». По мнению авторов, в стремительно меняющихся экономических условиях закрепленные в указанном Постановлении правовые позиции высшей судебной инстанции по хозяйственным спорам приобрели еще большую значимость и для правоприменителей, и для правопользователей, стали своего рода камертоном и одновременно «фильтром» для совершенствования антимонопольной практики в нашей стране.
Исследована практика антимонопольных органов России и зарубежных стран
в отношении нарушений в сфере параллельного импорта товаров. Выявлены проблемы квалификации данного вида правонарушений (в том числе в правоприменительной практике ряда иностранных государств) в части, относящейся к вертикальным соглашениям и злоупотреблению доминирующим положением. По мнению авторов, целесообразно использовать опыт зарубежных стран при квалификации нарушений в сфере параллельного импорта в Россию.
Правовой институт запроса информации антимонопольным органом (ст. 25 Закона о защите конкуренции): проблемы и возможности совершенствования
Башлаков-Николаев И. В., ИГСУ РАНХиГС

Правовой институт обязательного для исполнения в силу ст. 25 Закона о защите конкуренции запроса антимонопольным органом информации у подконтрольных лиц, включая органы государственной власти, приобрел современный вид в 2011- 2013 гг. как важный инструмент реализации полномочий антимонопольных органов, в том числе полномочий в сфере антимонопольного контроля и антимонопольного регулирования в Российской Федерации. По мнению автора, сформировалась потребность в дополнительном (как общем, так и специальном) нормативном правовом регулировании запроса информации контрольно-надзорными (в том числе антимонопольными) органами, а также в развитии альтернативных запросу сведений инструментов получения информации о подконтрольных лицах, в том числе с использованием межведомственных автоматизированных систем сбора и обработки информации.
В статье исследуются вопросы трансформации подходов антимонопольного органа к контролю слияний и поглощений с учетом меняющейся конъюнктуры товарных рынков, в частности, в связи с уходом из России иностранных компаний, продажей ими российской части бизнеса. Автором на основании складывающейся практики формулируются возможные критерии допустимости соответствующих сделок, обозначаются некоторые проблемы, которые могут возникнуть в таких случаях, даются предложения по их решению.
Стандарты поведения доминирующего лица в договорных отношениях
Белик И. А., Нефтехимическая транспортная компания, Ассоциация антимонопольных экспертов

В договорных отношениях доминирующее лицо не вправе навязывать контрагенту невыгодные условия. Однако понятие «навязывание невыгодных условий договора» не имеет легального определения. Верховный Суд в постановлении своего Пленума от 4 марта 2021 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указывает, что само предложение невыгодных условий не является злоупотреблением. Из этой правовой позиции вытекает, что суды располагают некоторыми критериями, позволяющими индивидуализировать навязывание невыгодных условий договора и отделить его от допустимых договорных практик. Следовательно, можно говорить о некоторых антимонопольных стандартах поведения, которым должно следовать доминирующее лицо при заключении договора. В статье предпринята попытка сформулировать основные стандарты такого поведения.
В статье представлена авторская Модель антимонопольного комплаенса для применения в деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на трансграничных рынках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Модель разработана с учетом общих правил конкуренции, предусмотренных
ст. 76 Договора о ЕАЭС, и положений по разграничению компетенций Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и национальных антимонопольных регуляторов. Модель не учитывает аспекты национального законодательства государств — членов ЕАЭС, основана на балльной системе ответов компаний, позволяющей оценивать риски, включает общие индикаторы и индикаторы по видам нарушений. В рамках Модели каждому индикатору присваивается 1 или 0 баллов в зависимости от предусмотренных Моделью условий.
Антимонопольный комплаенс как система управления рисками в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
Елбаева Н. А., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Ассоциация антимонопольных экспертов
Козлова А. А., Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Москвитин О. А., Коллегия адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», Ассоциация антимонопольных экспертов, Институт конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ
Мишина Н. В., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Исследованы правовые основы антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), разработки
и внедрения антимонопольного комплаенса региональными операторами. Основная цель исследования заключается в научном анализе антимонопольных рисков и специфики применения законодательства в сфере обращения с ТКО. Решение данной проблемы, по мнению авторов, заключается в усовершенствовании законодательства в сфере обращения с ТКО, обеспечении корректного применения данного законодательства, разработке внутрикорпоративной системы управления (в том числе контроля), включая систему антимонопольного комплаенса как инструмента предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.
В статье рассмотрены основные правовые конструкции и доктринальные позиции, связанные с регламентацией предмета антимонопольного контроля в электроэнергетике. Особое внимание в статье уделяется проблемным вопросам правового закрепления некоторых аспектов антимонопольного контроля в рассматриваемой сфере, а также ряда ключевых понятий для конкурентного права в целом. Кроме того, в статье раскрывается текущее состояние системы правовой регламентации объектов антимонопольного контроля в электроэнергетике, указывается на важность реализации государственной политики по обеспечению защиты конкуренции посредством антимонопольного контроля для непрерывного и эффективного функционирования рынков электрической энергии и мощности.
Конкурентные меры государственной поддержки предприятий, реализующих инвестиционные проекты по развитию водородной энергетики в России
Долматов И. А., Институт экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ
Аношин А. А., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации
Аношина С. К., Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Москвитин О. А., Коллегия адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», Ассоциация антимонопольных экспертов, Институт конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ

Исследованы проблемы трансформации энергетического сектора и переход к развитию водородных технологий в мире в связи с подписанием Парижского соглашения 2015 г. об изменении климата. Дана характеристика основных мер государственной поддержки в России, направленных на поддержание конкурентоспособности российских предприятий в сфере инвестиционных проектов по реализации водородных программ. Рассмотрены примеры проектов в сфере водородных технологий при участии субъектов Российской Федерации, нефтеперерабатывающих компаний, производителей подвижных составов и государственных корпораций. Дана оценка законодательному регулированию в области «водородных» проектов, а также перспективам развития водородной энергетики в России.
Актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства при рассмотрении дел о недобросовестной конкуренции (на примере дел II и III кварталов 2022 г.)
Матяшевская М. И., ФАС России
Москвитин О.А., Коллегия адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», Институт конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, Ассоциация антимонопольных экспертов

В статье рассматриваются актуальные подходы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы к рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, содержащих признаки актов недобросовестной конкуренции. Для более полного раскрытия актуальных правовых позиций ФАС России по отдельным вопросам антимонопольного правоприменения в статье дан анализ конкретных дел, рассмотренных коллегиальными органами ведомства во II квартале 2022 г.
Обзор судебных дел с участием антимонопольного органа
Вовкивская Л.В., Финансовый университет при Правительстве РФ, ФАС России, Савостина Е. В., ФАС России

Анализ правовых позиций арбитражных судов по делам о нарушении антимонопольного законодательства в части рассмотрения вопросов: антимонопольный контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства, ограничения торговых сетей в приобретении, аренде дополнительных площадей торговых объектов, навязывание невыгодных условий договора. Цель: формирование единообразных подходов в правоприменительной практике по делам о нарушении антимонопольного законодательства.


Новый выпуск приобретайте на сайте журнала:
740 р. — электронная версия
1 000 р. — печатная версия

Подписывайтесь на второе полугодие 2022 года!
1 340 р. — электронная версия
1 960 р. — печатная версия

По вопросам подписки обращайтесь:

Лилия Виноградова
l.vinogradova@dex.ru
© АО ФИД «Деловой экспресс» 1996–2019
Все материалы являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение и иное использование образов и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Политика обработки персональных данных
будьте в курсе