Издательский дом «Деловой экспресс»
 
08/10/2022

Научно-практический журнал
«Российское конкурентное право и экономика»

Новый выпуск посвящен взаимосвязанным проблемам проконкурентного и антимонопольного регулирования, как фундаментального свойства, так и прикладного. Современная конкурентная политика нуждается в постоянном научном обеспечении — об этом в статье главного редактора.
Читайте в новом номере!
Идеи новой модели публичного управления российской экономикой (институциональный и правовой аспекты)
Максимов С. В., Институт экономики РАН

Проведенная в России в 2003—2004 гг. административная реформа не обеспечила достижение целей роста эффективности публичного управления экономикой. Основной причиной этого стало игнорирование культурного опыта страны (в том силе реальной этики властных отношений), а также положений теории управления, относящихся к критериям целесообразности и независимости контроля. При трехкратном снижении в период с 2013 по 2021 г. числа проверок хозяйствующих субъектов, проведенных всеми категориями органов публичного контроля, число и численность персонала контрольно-надзорных органов (включая их территориальные органы) остались прежними. Для достижения целей оптимизации контрольно-надзорной системы предлагается оценить целесообразность формирования контрольной ветви власти, подчиненной непосредственно главе государства и закону. Предлагается дискуссия о возможности достижения целей оптимизации системы публичного управления экономикой на основе интеграции институтов саморегулирования и комплаенса.


Правовые последствия неправомерного предоставления государственных и муниципальных преференций

Бочинин И.П., Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

В статье рассмотрены правовые последствия неправомерного (в нарушение положений гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») предоставления государственных и муниципальных преференций. По итогам исследования делается вывод о том, что неправомерное предоставление преференций может влечь различные, в том числе гражданско-правовые, последствия как для органа публичной власти (организации или органа, осуществляющих функции органа публичной власти), так и для хозяйствующего субъекта — получателя преференции.
Особенности проведения анализа рынков в ретроспективном периоде при решении задачи пресечения нарушений антимонопольного законодательства
Сидоров Д.В., Институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

Автор анализирует положения Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и приходит к выводу о том, что в соответствии с Порядком методики анализа рынка в ретроспективном и перспективном периодах не отличаются друг от друга, несмотря на то что рынок в ретроспективном периоде характеризуется фактическими показателями, а показатели рынка перспективного периода должны включать элементы прогноза. По существу, это разные рынки с разной структурой и ценами. Отсутствие учета специфики указанных рынков, в частности, требование Порядка о применении теста гипотетического монополиста при анализе рынка ретроспективного периода, приводит к снижению уровня обоснованности анализа и не отвечает требованию неопровержимости, вытекающему из нормы ч. 4 ст. 45.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, относятся к письменным доказательствам по делу.

Особенности антимонопольного регулирования в индустрии гостеприимства

Васин C.Г., РЭУ имени Г. В. Плеханова, Кузьмина В. В., ФАС России


Статья посвящена исследованию роли конкурентного права в развитии индустрии гостеприимства в России в I полугодии 2022 г. Рассмотрены вопрос регулирования цен на услуги, базовые принципы динамического ценообразования в индустрии гостеприимства, а также особенности контроля данной отрасли со стороны государства. На основе выводов исследования предложен способ увеличения прозрачности ценообразования путем разработки положения о динамических тарифах в индустрии гостеприимства.
Государственное регулирование в сфере публичных закупок: новые вызовы
Матвеева А.С., Мелетиди К.Л., РЭУ им. Г.В. Плеханова

Статья посвящена проблемам управления научно-технической поддержкой, оказываемой специализированными организациями в процессе государственного регулирования промышленной безопасности.
Автор рассматривает феномен регулирования промышленной безопасности как деятельность по поддержанию защищенности промышленных объектов и промышленности страны от различного рода угроз с учетом задач их устойчивого развития. Одним из ключевых элементов системы государственного регулирования в сфере промышленной безопасности является институт оценки регулирующего воздействия. Исследованы отдельные виды, место и роль организаций научно-технической поддержки (ОНТП) в России и за рубежом. Дана оценка эффективности государственного регулирования промышленной безопасности и деятельности ОНТП. Основное внимание уделено анализу подхода МАГАТЭ к обеспечению поддержки процесса регулирования промышленной безопасности с точки зрения науки и техники. Выполнен обзор научных публикаций по теме статьи. Сформулированы рекомендации по обеспечению промышленной безопасности с участием организаций научно-технической поддержки с учетом мирового опыта.
В статье рассматривается актуальный и важный вопрос соблюдения баланса интересов заказчика, а также принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, таких как стимулирование инноваций, эффективность закупок, подразумевающих приоритетность обеспечения государственных и муниципальных нужд посредством закупки инновационной продукции и принципа обеспечения конкуренции, который на практике зачастую оценивается только по количеству участников конкурентной процедуры, зачастую выступающих в качестве перепродавцов одной и той же продукции, что не позволяет заказчику активно стимулировать инновации. Целью статьи является анализ баланса интересов заказчика, а также принципов стимулирования инноваций, эффективности закупок и принципа обеспечения конкуренции и выработка рекомендаций в этой области.
Контракт как инструмент контроля процесса закупки
Геллер А.Я., РЭУ им. Г.В. Плеханова

Контракт между государственным заказчиком и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) в статье рассмотрен, с одной стороны, как этап принятия управленческого решения в процессе закупки, а с другой — как элемент механизма ее контроля. Автор структурирует причины неисполнения контракта, издержки, связанные с его реализацией, рассматривает его роль и основные признаки. Подробное исследование параметров видов закупок, выделенных на основе авторской классификации, позволило обосновать потребность в особенном подходе к разработке контракта для некоторых видов закупок. Для этого автором представлен в статье оригинальный алгоритм определения потребности в особенном подходе к разработке госконтракта, дано обоснование важности этапа заключения контракта в процессе контроля закупки со стороны заказчика. Предлагаемый в статье подход к организации контроля заказчика необходим для эффективного управления закупкой и направлен на снижение рисков и числа расторгаемых контрактов.
На основе анализа проблемы перераспределения перекрестного субсидирования в статье организационно и экономически обоснована необходимость внедрения механизма его «сглаживания» между субъектами РФ. Разработана концепция создания единых энергозон, реализация которой подразумевает трехэтапный переход к использованию механизма «сглаживания» государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии. На основании проведенного исследования сделан вывод о том, что сформированное единое экономическое пространство позволяет снизить перекрестное субсидирование и способствует повышению инвестиционной привлекательности и развитию регионов с низким уровнем социально-экономического развития.
Совершенствование правового института антимонопольного комплаенса в Республике Казахстан
Елбаева Н.А., Финансовый университет при Правительстве РФ, Омаров К. Т., Айтмурзин А. А., Международный центр конкурентного права, инноваций и политики, Университет КАЗГЮУ им. М. С. Нарикбаева, Москвитин О. А., Коллегия адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», НИУ ВШЭ

Статья посвящена анализу правовых основ антимонопольных комплаенс-программ хозяйствующих субъектов, новейших изменений законодательства Республики Казахстан в сфере антимонопольного регулирования, относящихся к антимонопольному комплаенсу. Основная цель исследования заключается в научном анализе специфики изменений в казахстанском законодательстве в конкурентной сфере в 2022 г. Для достижения данной цели были изучены: понятие антимонопольного комплаенса; соответствующие изменения в антимонопольном законодательстве Казахстана в 2022 г.; практика внедрения антимонопольного комплаенса в хозяйственную деятельность, а также сформулированы и обоснованы основные направления развития антимонопольного комплаенса в Казахстане.
Актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России по вопросам применения антимонопольного законодательства при рассмотрении дел о недобросовестной конкуренции (на примере дел II квартала 2022 г.)
Москвитин О.А., Коллегия адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры», Институт конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, Ассоциация антимонопольных экспертов

В статье рассматриваются актуальные подходы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы к рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, содержащих признаки актов недобросовестной конкуренции. Для более полного раскрытия актуальных правовых позиций ФАС России по отдельным вопросам антимонопольного правоприменения в статье дан анализ конкретных дел, рассмотренных коллегиальными органами ведомства во II квартале 2022 г.
Обзор судебных дел с участием антимонопольного органа за III квартал 2022 года
Вовкивская Л.В., Финансовый университет при Правительстве РФ, ФАС России, Савостина Е. В., ФАС России

Анализ правовых позиций арбитражных судов по делам о нарушении антимонопольного законодательства в части рассмотрения вопросов: антимонопольный контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства, ограничения торговых сетей в приобретении, аренде дополнительных площадей торговых объектов, навязывание невыгодных условий договора. Цель: формирование единообразных подходов в правоприменительной практике по делам о нарушении антимонопольного законодательства.


Новый выпуск приобретайте на сайте журнала:
740 р. — электронная версия
1 000 р. — печатная версия

Подписывайтесь на второе полугодие 2022 года!
1 340 р. — электронная версия
1 960 р. — печатная версия

По вопросам подписки обращайтесь:

Лилия Виноградова
l.vinogradova@dex.ru
© АО ФИД «Деловой экспресс» 1996–2019
Все материалы являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение и иное использование образов и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Политика обработки персональных данных
будьте в курсе