«Учитывая, что процесс правотворчества и правоприменения находится в динамике, антимонопольным органом разрабатываются новые подходы в области государственного регулирования осуществления иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики.
Так, одним из последних таких подходов стало признание контроля иностранного инвестора над стратегическим обществом, выразившееся в возможности блокировать решения его органов управления, что, по мнению антимонопольного органа, позволяет иностранному инвестору определять условия осуществления стратегическим обществом предпринимательской деятельности…»
Авторы статьи апеллируют к Научно-практическому комментарию к Закону № 57-ФЗ [Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"] и поясняют, что решение вопроса о тождественности понятий «контроль» и «блокировка» в настоящий момент находится в ведении судебных инстанций.
Еще одна проблема — формализация критериев отнесения общества к стратегическому сектору. Приведем пример.
«Казалось бы, что критерием отнесения общества к стратегическим является непосредственно факт осуществления им стратегического вида деятельности, а не наличие у него лицензий, сертификатов и (или) иных разрешительных документов.
По мнению авторов, это утверждение справедливо только для тех видов деятельности, осуществление которых не требует получения каких-либо разрешительных документов, однако наличие у организации лицензии на осуществление стратегического вида деятельности, несмотря на факт осуществления или неосуществления такой деятельности, позволяет всегда отнести ее к стратегическим.
Так, иностранный инвестор был оштрафован ФАС России за непредставление уведомления о приобретении 50% акций другой иностранной компании, которая осуществляла контроль над российским хозяйственным обществом. На момент совершения сделки данное общество было признано ФАС России стратегическим ввиду наличия соответствующих лицензий ФСБ России на разработку, производство шифровальных (криптографических средств), защищенных с помощью шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем; осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств и распространение шифровальных (криптографических) средств. При этом согласно официальной отчетности и предоставленным обществом пояснениям оно не осуществляло вышеуказанный вид деятельности за период действия лицензии.»
Таким образом, в своей публикации
авторы обосновывают необходимость конкретизации положений Закона № 57-ФЗ для устранения правовой неопределенности. В частности, конкретизация положений, связанных с описанием стратегических видов деятельности позволит:
- «упростить и сделать прозрачным процесс инвестирования как в стратегические, так и в иные отрасли экономики;
- избежать расширительного толкования положений Закона № 57-ФЗ;
- минимизировать как количество судебных споров об обжаловании ненормативных правовых актов антимонопольного органа, так и судебные издержки сторон;
- повысить инвестиционную привлекательность России.
…В связи с этим сложный и неоднозначный процесс регулирования инвестиций в различные отрасли российской экономики, по мнению авторов, требует всестороннего рассмотрения и возможного исключения «неявных» барьеров для иностранных инвесторов, которые затрудняют инвестиционное планирование и могут создавать препятствия для притока капитала в российскую экономику.»
На что еще предлагают обратить внимание авторы, читайте во втором номере журнала «
Российское конкурентное право и экономика» за 2020 год.
Статья называется «Конкретизация или расширительное толкование закона? (О новых подходах к государственному регулированию иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики)»
На тему правового регулирования иностранных инвестиций читайте также:
Журнал доступен по подписке.
Связаться с редакцией:
+7 (495) 787-52-26
journal@dex.ru