Издательский дом «Деловой экспресс»
 

Мнимая конкуренция: проблемы и пути их решения

Оглавление и введение
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. О понятии и природе мнимой конкуренции
Глава 2. Типология мнимой конкуренции
Глава 3. Типичные формы противоправного поведения участников и организаторов торгов, связанные с имитацией конкуренции
Глава 4. Международный и зарубежный опыт противодействия мнимой конкуренции на торгах
Глава 5. Барьеры антимонопольной правоприменительной практики по делам о правонарушениях, в которых имитируется конкуренция
Глава 6. Особенности квалификации мнимого картельного сговора на торгах при остутствии реальной конкуренции
Глава 7. В каком смысле запрет на картель является запретом per se?
Глава 8. Изменение правовой позиции высшей судебной инстанции по вопросу о применимости принципа per se к формулированию запрета на картель
Глава 9. Проблемы квалификации проявления мнимой конкуренции
Глава 10. Об экономической заинтересованности в имитации конкуренции на торгах и на товарном рынке
Глава 11. Проблема правильной квалификации действий (бездействия) по имитации конкуренции, не имеющих признаков преступлений

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что понятие «мнимая конкуренция» сегодня не используется в российском законодательстве (не только в антимонопольном, но и в гражданском, административном и уголовном), сам феномен мнимой конкуренции уже не первый год является предметом многих научных исследований [1] и одновременно «головной болью» для правоприменителей [2] .

Рост внимания к этой теме отчасти объясняется интенсификацией антимонопольного контроля за конкурсными процедурами, позволившей увидеть, что имитация конкуренции стала типичным спутником торгов.

В статье А.Ю. Кинева и А.П. Тенишева, опубликованной в 2017 г., были приведены данные о выявлении антимонопольным регулятором картельных сговоров на 18 открытых электронных аукционах на общую сумму более 3,5 млрд руб., часть участников которых одновременно осуществляла управление несколькими юридическими лицами в целях создания видимости конкуренции на торгах. [3]

В течение короткого времени тема борьбы с картеля на торгах и мнимой конкуренции как ее неотъемлемой части стала одним из основных трендов новейшей антимонопольной политики государства.

Как показали результаты одного из опросов участников госзакупок – представителей малого и среднего бизнеса, приведённого в 2019 г., несмотря на усиление контроля за госзакупками со стороны правоохранительных и контролирующих органов, лишь 1/3 респондентов оценивала допущенные в ходе госзакупок нарушения как незначительные. Хотя число тех, кто считает торги, в которых они принимали полностью сфальсифицированными (т.е. имитированными), заметно уменьшилось по сравнению с 2015 г., 12% респондентов по-прежнему придерживаются этой точки зрения. К наиболее типичным нарушениям на торгах респонденты отнесли невыполнимые технические требования (48% ответов), аффилированность отдельных участников и заказчика (34%); необоснованность сроков исполнения заказа и недопуск к конкурсу из-за незначительных нарушений (около 1/4 ответов). [4]

Для того чтобы переломить негативные тенденции картелизации, в том числе на торгах, в июле 2019 г. была принята Межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019 - 2023 годы [5] , которая призвана объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ и СК России, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных органов и институтов гражданского общества в целях обеспечения экономической безопасности, защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов нашей страны на основе комплексного подхода к созданию благоприятных условий для совершенствования механизмов осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предотвращения заключения ограничивающих конкуренцию соглашений на торгах и товарных рынках, борьбы с нецелевым и неэффективным использованием государственного (муниципального) имущества, бюджетных средств, хищением государственных имущества и денежных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

Ожидается, что предусмотренные Межведомственной программой меры по совершенствованию: 1) национального антимонопольного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, а также, законодательства об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актов; 2)

практики выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и преступлений коррупционной направленности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обеспечения внутренней и внешней безопасности нашей страны; 3) профессиональной подготовки заинтересованных правоохранительных и контролирующих органов в части изучения тактических приемов и методике выявления, раскрытия и расследования соответствующих правонарушений ( в том числе, преступлений) позволят достичь целей декартелизации экономики.

Вместе с тем, полуторагодичный опыт реализации Межведомственной программы показал, что причины картелизации российской экономии и низкой эффективности противодействия ей, в том числе с помощью мер уголовной ответственности за картели на торгах, намного глубже факторов, определяющих неэффективность взаимодействия между антимонопольным регулятором и правоохранительными органами (в частности, МВД России) и недостаточную эффективность мер административной и уголовной ответственности за действительные или кажущиеся антиконкурентные соглашения ( в частности, за картели торгах).

В этой связи перед наукой по-прежнему стоит задача объяснения действительного смысла (сути) наблюдаемых негативных явлений в экономике и выработке тех рекомендаций, которые бы позволили по-новому подойти к решению традиционных задач новейшей антимонопольной политики.

Авторы выражают искреннюю признательность рецензентам за полезные замечания и рекомендации, которые позволили им улучшить настоящую работу.
_____________________________________
[1] См., например:.Степанова Е.Е. Контрактная система в сфере закупок: опыт цивилистического исследования: монография. СПб.: Гамма, 2018. 228 с.; Куракин А.В., Сухаренко А.Н. К вопросу о декриминализации преступлений в системе государственного оборонного заказа // Российская юстиция. 2018. № 10. С. 29 – 31; Алешин К. Н. Мнимая конкуренция на торгах: проблемы квалификации // Российское конкурентное право и экономика. 2017. №1. С. 28-31.

[2] См., например: .Доклад о состоянии конкуренции в России за 2017 год. М.: ФАС России, 2018. С. 23 – 24.

[3] Кинев А.Ю., Тенишев А.П. Об уголовной ответственности за картели // Юрист. 2017. № 1. С. 7 - 13.

[4] См.: https://www.kommersant.ru/doc/4053099. Дата обращения: 05.12.2020.

[5] См.: Собрание законодательства РФ. 01.07.2019. №26. Ст. 3475.




© АО ФИД «Деловой экспресс» 1996–2019
Все материалы являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение и иное использование образов и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Политика обработки персональных данных
будьте в курсе