Издательский дом «Деловой экспресс»
 
12 / 02 / 2019

Круглый стол «Тенденции антимонопольного регулирования»: Игорь Антонов (ФАС России) отвечает на вопросы Анны Костыра («Делойт», СНГ)

12 февраля в офисе компании «Делойт», СНГ при сотрудничестве с журналом «Российское конкурентное право и экономика» прошёл круглый стол, посвященный вопросам антимонопольного регулирования
Анна Костыра, управляющий партнер Deloitte Legal в СНГ, модератор мероприятия: Те тенденции, которые мы обсудили сегодня в рамках Круглого стола Deloitte, - это то, чего можно ожидать, или все еще может измениться и надо подождать, как минимум, представления 5-го антимонопольного пакета в Государственную Думу?

Игорь Антонов, заместитель начальника Правового управления ФАС России, государственный советник юстиции РФ 1 класса, к.ю.н.: В первую очередь хочется отметить положительный эффект от подобных мероприятий. На данных площадках, как правило, собираются юристы, которые давно занимаются антимонопольным законодательством, напрямую с ним работают. Видят проблемы, трудности, знают о них.

Я кратко могу вам рассказать о законопроектной работе ФАС и о том, почему те громкие новеллы, о которых вы первоначально слышите из СМИ, зачастую претерпевают сильные изменения после их преобразования в текст окончательно принятого закона.

Само по себе изменение закона – это чрезвычайное событие. Любая правовая проблема должна, в первую очередь, решаться посредством административной и судебной практик. Если же не получается решить таким образом, то приходится менять закон.

Федеральная служба не обладает правом законодательной инициативы, этим правом обладают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание и др. Как правило, с нашими проектами в Государственную Думу выходит Правительство. Проводится очень большая работа: по согласованию текста проекта закона, согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, прорабатываются замечания общественности, экспертов, институтов, юридических сообществ, проект размещается на https://regulation.gov.ru/.

Анна Костыра: Если говорить о 5-м антимонопольном пакете, он 1 февраля внесен в Правительство, правильно?

Игорь Антонов: Да, это так. Но в Правительстве еще ведется работа, есть ряд замечаний и предложений других органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества. Прежде чем Правительство вносит текст законопроекта в Госдуму, все замечания и разногласия устраняются, потом доработанный проект рассматривается на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. После этого утверждается на заседании Правительства и вносится в Госдуму.

Предстоит еще доработка этого законопроекта. И мы будем очень надеяться, что наши аргументы будут услышаны в Правительстве.

Анна Костыра: Каков Ваш прогноз по 5-му антимонопольному пакету, который мы сегодня активно обсуждали? Я так понимаю, он тоже сильно видоизменился в процессе обсуждения?

Игорь Антонов: Проект внесен в Правительство, была проведена большая работа по его обсуждению на рабочей группе АНО «Цифровая экономика», где мы смогли решить основные проблемы, в частности, договориться о подходах к определению доминирующего положения. Например, мы ввели числовые показатели, в изначальном тексте законопроекта их не было. Кроме того, выработан новый подход к элементам контроля экономической концентрации, прописано появление у ФАС возможности выдачи предписания, которое связано с передачей технологий для защиты и развития конкуренции.

Но вообще, практически все законопроекты, исходящие от ФАС, подвергаются бурному обсуждению, как например, проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и иные законодательные акты Российской Федерации» в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий.

Анна Костыра: Он и на нас влияет на самом деле. Мы говорили о госзакупках, мы говорили, что у нас очень много государственных компаний. Поэтому он, конечно, воздействует косвенно и на нас. Мы заинтересованы в том, чтобы Антимонопольная служба способствовала разгосударствлению экономики. И как я понимаю, этот законопроект направлен в том числе и на это?

Игорь Антонов: Законопроект предусматривает запрет с 1 января 2019 года на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках за исключением:

- случаев, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;

- федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, государственной и общественной безопасности;

- осуществления деятельности в сферах естественных монополий.

Реорганизация унитарных предприятий возможна в бюджетные учреждения для обеспечения решения государственных задач или задач местного самоуправления либо путем преобразования в акционерные общества для осуществления коммерческой деятельности.

Но кроме 5-го антимонопольного пакета и указанного законопроекта о запрете на создание унитарных предприятий ФАС также разработан ряд иных законопроектов.

Это проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон «О защите конкуренции» и о признании утратившим силу Закона «О естественных монополиях».

Он предусматривает реформирование понятия «естественная монополия» с учетом обладания у субъектов естественных монополий сетевых активов и признание утратившим силу Федерального закона «О естественных монополиях».

Следующий законопроект – проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен и тарифов». Законопроектом предусмотрена унификация и систематизация законодательства в регулируемых сферах деятельности путем формирования единых методов и принципов, утверждения единого порядка принятия тарифных решений, утверждения инвестиционных программ, взаимодействия федерального и регионального регуляторов и установления единого порядка рассмотрения споров на федеральном уровне по региональным тарифам.

Еще один законопроект – об усилении ответственности по борьбе с картелями. Он направлен на выявление и пресечение деятельности картелей.

Анна Костыра: Было сильное противостояние сообщества, насколько мы помним.

Игорь Антонов: Оно было, оно и есть.

Анна Костыра: Антимонопольный орган выходит с усилением ответственности?

Игорь Антонов: Есть такая поговорка: «Если контролера хвалят, значит, он плохо работает».

ФАС открыта юридическому и предпринимательскому сообществу, ведет активную работу с общественностью. При разработке и подготовке законопроекта мы всесторонне анализируем проблему, учитываем поступившие замечания и предложения и вносим в Правительство проработанный проект, отражающий реальную ситуацию и необходимость появления данного закона.

В заключение хотелось бы остановиться на проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (антимонопольный комплаенс).

Законопроектом предусмотрено определение антимонопольного комплаенса как системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, определен принцип добровольности внедрения комплаенса, основные (минимальные) требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования, создать дополнительные существенные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты принимать меры по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства, обеспечить снижение рисков привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.

И необходимо подчеркнуть, что введение комплаенса в принципе не снимает ни с кого обязанности и ответственности за соблюдение антимонопольного законодательства.
© АО ФИД «Деловой экспресс» 1996–2019
Все материалы являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение и иное использование образов и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Политика обработки персональных данных
будьте в курсе