Понятие «конкуренции в сфере науки» («конкуренция в науке») неоднозначно трактуется в разных нормативно-правовых документах о поддержке науки в Российской Федерации.
Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее – Стратегия НТР), утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, одним из принципов государственной политики в области научно-технического развития страны является «адресность поддержки и справедливая конкуренция: использование публичных механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам наиболее результативных исследовательских коллективов, иных субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (IV,п. 30/е).
Таким образом, Стратегия НТР определяет понятие конкуренции в науке как способ борьбы за ресурсы.
В Федеральном законе от 23.08.1996 «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ (в редакции от 23.05.2016 сформулирован принцип поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники (гл. IV, ст. 11, п. 2).
Реализация на практике данного принципа осуществляется как поощрение государством хозяйственной самостоятельности субъектов научной деятельности.
В соответствии с законом органы государственной власти гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции (гл. II, ст. 3, п. 2). Стимулируя конкуренцию в науке, государство обязуется обеспечивать условия добросовестного соперничества.
Представляется возможным сделать вывод, что Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ раскрывает понятие конкуренции в науке как инструмента стимулирования эффективности деятельности субъектов научно-технической сферы.
Еще одну трактовку конкуренции в науке предлагает Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018): конкуренция как ключевая мотивация для инновационного поведения (IV, п. 2).
Среди задач, обеспечивающих реализацию Стратегии инновационного развития РФ, предусматривается осуществление конкурентной политики и политики в сфере борьбы с коррупцией «в части минимизации возможностей для несправедливой конкуренции через использование административного ресурса, в части предотвращения и пресечения антиконкурентных действий, доминирующих на рынках хозяйствующих субъектов, а также в части формирования благоприятного предпринимательского климата, включая деятельность правоохранительных и контрольных органов, судебной системы, конкурентоспособность российской юрисдикции, общее правовое регулирование создания и ведения бизнеса (IV, 3)».
Таким образом, могут быть выделены как минимум три значения понятия конкуренции в науке.
Конкуренция в науке – это: 1) способ борьбы за ресурсы; 2) способ стимулирования повышения эффективности деятельности субъектов научно-технической сферы; 3) ключевая мотивация для инновационного поведения.
Развитие данных трактовок послужит основой для выработки направлений развития конкуренции в научной сфере: совершенствование правил предоставления доступа к инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам, стимулирование предпринимательской активности, создание условий для увеличения присутствия негосударственных компаний реального сектора и финансовых институтов.
Предпосылками к возникновению задачи разработки дорожной карты «Развитие конкуренции в сфере науки» стали такие инициативы, как:
- Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»;
- Постановление Правительства РФ от 29.09.2017 № 1184 (ред. от 10.09.2018) «О порядке разработки и реализации планов мероприятий (дорожных карт) по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 № 1967-р, утв. План мероприятий (дорожная карта) по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018–2020 годы.
Идея проекта родилась в 2018 году после официального заседания Научного совета РАН по проблемам защиты конкуренции совместно с Экспертным советом по праву Высшей аттестационной комиссии.
Важным событием в преддверии начала работы круглого стола стала рабочая встреча руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева и президента Российской академии наук А.М. Сергеева, состоявшаяся 12 февраля 2019 года. В повестку вошел вопрос создания рабочей группы ФАС – РАН по разработке и реализации концепции дорожной карты по развитию конкуренции в сфере науки.
Первое заседание круглого стола состоялось 2 апреля 2019 года при поддержке и на площадке Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова при содействии Института проблем развития науки РАН.