Издательский дом «Деловой экспресс»
 

Декартелизация экономики

О решении вопросов допустимости соглашений хозяйствующих субъектов в основных сферах рыночных отношений в контексте задач перехода к инновационной цифровой экономике, преодоления общего экономического кризиса, усиленного пандемией коронавируса COVID-19, соблюдения баланса между транснациональными экономическими связями и протекционизмом национальных юрисдикций

Получите электронную версию статьи в подарок

Статья «Декартелизация экономики: действующая модель, альтернативные и комбинированные подходы» будет направлена вам в формате pdf-файла.
Способ получения статьи выберите из списка ниже. Телефон следует указывать, если вы хотите получить статью через мессенджер.
Нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных АО ФИД "Деловой экспресс"
Наши авторы
Заварухин
Владимир Петрович
кандидат экономических наук, директор Института проблем развития науки РАН
Лисицын-Светланов
Андрей Геннадьевич
доктор юридических наук, профессор, академик РАН, главный научный сотрудник Института государства и права РАН
Максимов
Сергей Васильевич
доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем развития науки РАН, помощник руководителя ФАС России

В предлагаемой вашему вниманию статье рассмотрены понятие, предыстория и современная практика картелизации российской экономики. Выделены ключевые факторы роста картелизации, сформулированы основные подходы к модернизации современной государственной политики по декартелизации российской экономики.

Предоставим слово авторам.
«…картельный сговор ограничивает конкуренцию и нивелирует возможность формирования конкурентной среды, поскольку честная и прозрачная конкуренция, создающая высокие предпринимательские риски, участникам рынка зачастую просто невыгодна.

Среди перечисленных выше [в тексте публикации] форм картелей, различия между которыми определяются реальными или вероятными последствиями и их тяжестью, правоприменительная практика закономерно выделила картельные соглашения, заключаемые участниками государственных, муниципальных и иных публичных закупок — так называемые картели на торгах…

Согласно оценке антимонопольного органа суммарный ущерб для экономики страны от картелей, среди которых абсолютно преобладают картели на торгах, составляет около 2% ВВП (ВВП России в 2019 г. составлял более 110 трлн руб.)

Таким образом, несмотря на предпринимаемые разносторонние, в том числе комплексные, меры борьбы с картелями, сегодня имеет место масштабная картелизация российской экономики, у которой, впрочем, есть эмпирически установленная специфика.

Ключом к ее пониманию является то, что типичным реальным (неформальным) участником картеля на торгах является должностное лицо государственного или иного публичного заказчика.

В условиях современных реалий политика декартелизации российской экономики, на наш взгляд, должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных проблем.

  1. устранение и минимизация причин картелизации сложившихся хозяйственных отношений;
  2. создание условий экономической невыгодности картельных проектов.»

На что должны быть направлены усилия государства в борьбе с картелизацией российской экономики? И все ли так однозначно в понимании картелей как формы соглашения?

Авторы статьи также обращают внимание читателя, что монополистические объединения могут быть полезными экономики для достижения целей национального значения.

«Широкое толкование понятия „соглашение“ применительно к практике декартелизации рынков должно иметь разумные, прагматичные пределы. Исторический опыт показывает, что на определенных этапах развития рынка как в Российской империи, так и за рубежом монополистические объединения дали существенный импульс для развития экономики.

…в интересах развития отечественной фармацевтики объединение усилий российских компаний заслуживает поощрения, а не запрещения для поддержания формально справедливой конкуренции с теми, кто заведомо обладает существенно большими экономическими и неэкономическими возможностями.

За рубежом известны примеры государственной поддержки соглашений компаний, действующих в национальных интересах. В числе последних — совместные исследования фармацевтических компаний Pfizer и BioNtech по разработке вакцины против COVID-19.»

Есть ли способ обеспечить баланс между поддержкой отечественных компаний в целях противодействия доминированию на российском рынке транснациональных компаний и применением эффективных мер против картелей, инициированных зарубежными компаниями?

«…реальная практика показывает, что для адекватного противодействия картелям недостаточно использовать детальную регламентацию, содержащуюся в федеральном законе.»

Какие же меры могут быть предприняты и какой выход видят авторы публикации? Об этом читайте статью «Декартелизация экономики: действующая модель, альтернативные и комбинированные подходы», опубликованную в № 4 журнала «Российское конкурентное право и экономика» за 2020 год.

Журнал доступен по подписке.
Связаться с редакцией:
+7 (495) 787-52-26
journal@dex.ru

© АО ФИД «Деловой экспресс» 1996–2019
Все материалы являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение и иное использование образов и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Политика обработки персональных данных
будьте в курсе