«Современное российское законодательство, а также правовые позиции судов не содержат однозначного понимания цифровых товаров и однозначного подхода к регулированию их оборота…
На сегодня в науке не сформировался господствующий подход к определению того, что может являться товаром на цифровых рынках, и, более того, не сформировано понятие цифрового рынка. Тем не менее в рамках европейской и российской правоприменительной практики цифровые рынки неоднократно становились предметом анализа. Однако Еврокомиссией до сих пор не выработано единообразного подхода к определению границ таких рынков и, соответственно, к определению цифровых товаров.»
Авторы подчеркивают проблему:
хотя и на настоящий момент в российском законодательстве отсутствует нормативное определение цифровых товаров и цифровых рынков, нарушения на таких рынках по-прежнему имеют место. В каждом случае
Еврокомиссия вынуждена проводить определение товара, исходя из особенностей дела.
«Так, в рамках дела Google Shopping Комиссия определила наличие следующих товаров, предлагаемых Google: операционная система с открытым исходным кодом для смартфонов и планшетов (Android), магазин приложений для операционной системы Android (Google Play), интернет-браузер (Google Chrome), сервис электронной почты (Gmail), картографический сервис (Google Maps), сервис хранения и редактирования файлов (Google Диск), сервис для обмена мгновенными сообщениями и видеочата (Google Hangouts), набор инструментов поиска (Панель инструментов Google) и веб-сайт для обмена видео (YouTube15).»
Авторы отмечают, что цифровая экономика характеризуется значительным разнообразием товаров, которое нуждается в определении терминологии и систематизации с точки зрения права, однако в результате анализа правоприменительной практики, зарубежного законодательства и проектов нормативно-правовых актов приходят к выводу, что на настоящий момент не представляется возможным заимствовать существующие подходы. Как полагают авторы, для целей разработки определения цифрового товара необходимо комплексное использование различных источников, а также обращение к правовой доктрине.
На основе результатов проведенного исследования авторы выделяют черты цифровых объектов как товаров, проводят подробный анализ использования терминов «цифровые товары» и «цифровые активы», опираясь на российский и зарубежный опыт. Указав на существующую проблему, авторы призывают адаптировать существующее антимонопольное законодательство к практике оборота цифровых товаров.
Узнайте больше о применении термина «цифровые товары» и о возможных решениях в антимонопольном праве относительно границ государственного регулирования цифровой экономики из статьи «
Цифровые активы как товар в контексте антимонопольного регулирования».
Тема цифровой экономики поднимается также в публикациях журнала:
- Цифровая экономика и конкурентная политика. Атанасян А.Г.// Российское конкурентное право и экономика, № 1, 2018
- Координация деятельности независимых хозяйствующих субъектов: вопросы правоприменения в условиях цифровизации экономики. Борисова Ю. Ю., Акимова И.В.// Российское конкурентное право и экономика, № 1, 2019
- О новых подходах к антимонопольному регулированию в условиях цифровой экономики. Джиоева Л.С.// Российское конкурентное право и экономика, № 1, 2020
Журнал доступен
по подписке.
Связаться с редакцией:
+7 (495) 787-52-26
journal@dex.ru